Оружейный барон

92 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Гурин
    Шерманы поставляемые в СССР во время войны были ВСЕ бензиновые поэтому и прозывались "Зажигалки". Про механиков водит...Почему Вермахт вы...
  • Леонид Никулин
    советское качество не пропьешьПоследняя война с...
  • Леонид Никулин
    чем бы дитя не тешилосьПистолет последне...

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?

Приветствуем, новые и постоянные читатели. Попинаем неоднократно пнутое, но все также интересное.
Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Американский солдат в башне уничтоженного Тигра. источник: pinterest.com

Скорее всего, вы знакомы с немецким тяжелым Тигром, с его плюсами и минусами. Кроме этого, отмечу, что всего Тигров было выпущено чуть выше 1300 единиц. Сегодня в музеях сохранилось всего 7 экземпляров, а вот такая статистика нашлась на одном танковом сайте:

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Общая цифра потерь выше произведенных, потому что даже подбитый, но восстановленный танк записывается как боевая потеря. Коэффициент повторного ввода довольно высок. Источник: vn-parabellum.narod.ru

Возникает вопрос: можно ли считать это большими потерями или нет?

Уточняю: автор транслирует наиболее популярные и общепринятые высказывания. Публикация призвана открыть обсуждение. И как обычно, отличные фотографии.

"Танк - чудо, статистика нарисована"

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Экипаж Тигра на маневрах, лето 1943, СССР. Источник: ww2armes.e-monsite.com

Несмотря на слова о сложности Тигра, он не страдал от чрезмерных механических поломок. Танк имел продуманную гидравлическую полуавтоматическую коробку передач и двухдифференциальное рулевое управление, что делало приятным управление при таких-то размерах и весе.

А также у мехвода был руль! Да, всё это и прочее требовало хорошего обучения экипажа и, конечно же, практики.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Место мехвода Тигра. Источник: pinterest.com

Говоря, что Тигры были хороши только на бумаге, с ужасной надежностью в жизни, и разработаны инженерами, далекими от реальности, не нужно забывать: 1) все танки нуждаются в постоянном техническом обслуживании; 2) все танки имели очень короткий срок службы, особенно на восточном фронте; 3) потеря инициативы в войне плохо сказывается на развертывании тяжелых танков.

В целом, коэффициент по победам и потерям в сражениях в пользу Тигра. Это показывает, что немцы были правы, создав новый танк, а не обновляя Pzkpfw IV. Наверное, потерь "много" по отношению к произведенным. Если бы их было как Шерманов - 49 тысяч - вопрос бы и не возник. Обездвиженный на минах танк часто бросался экипажем, особенно на открытой позиции. Если восстановление казалось маловероятным, экипажи уничтожали машину. Значит, виноват экипаж.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Экипажи Тигров, лето 1943 под Курском. Источник: archive.is

"Всё дело в прямых руках"

Наверное, самая непопулярная версия.

Каждый танк имеет свои недостатки. Однако потери во многом не из-за плохой подготовки экипажей. Тигры были выданы элитным тяжелым танковым батальонам. Тренировка экипажа была качественной из-за сложности и стоимости машин, хотя по мере войны стандарты обучения снижались.

Однако общая тактика оставляет вопросы. Западные союзники захватили свой первый Тигр в Тунисе 24 апреля 1943 года. 57-мм снаряд танка Черчилль (!) срикошетил под маску орудия, заклинив башню и ранив водителя с радистом. На восточном фронте первый Тигр был захвачен около Ладожского озера под Ленинградом 22 (или же 23) сентября 1942 года. В болотистой местности, двигаясь по узким дорожкам, одна из четырех машина получила попадание в двигатель и увязла. В обоих случаях экипаж оставил машины.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Тигр застрял в грязи в районе Знаменки, Кировоградская область (Украина). Приблизительно, октябрь 1943 года. Источник: naturtreenspicerx.pw

Тигры были тактически уязвимы, несмотря на их впечатляющую статистику. Наверное, вина на плечах старших командиров, которые растрачивали ценный ресурс, не полагаясь на личные лидерские качества экипажей.

Даже Михаэль Виттман, немецкий танковый ас, продемонстрировал тактическую ошибку. В бою у Виллер-Бокажа (Нормандия, Франция) он загнал свой танк в центр города без защиты пехоты. Да, он успел сделать многое, однако его Тигр был обездвижен на главной улице выстрелом в борт истребителем танков. Двойная ирония в том, что Виттман боялся истребителей больше, чем танков.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Тигр, подбитый британцами и брошенный экипажем 28 июня 1944 года в Нормандии, в ходе операции Epsom. Принадлежал танк батальону Виттмана. Источник: parabellum.estranky.cz

Плохая киса
Тигр принес большие проблемы логистам и техникам. Было выпущено 1 347 танка (цифра из открытого источника) и проведено 250 изменений. Это означает, что в среднем через каждые шесть танков изменялся проект производства. Естественно, это сказалось на запчастях и логистике, что, в свою очередь, повлияло на операционную готовность.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Эвакуация неисправного Тигра с помощью двух тягачей. Источник: pinterest.com

Тигр сложен в восстановлении: 60-тонный танк намного труднее восстановить, чем 27-тонный Panzer IV. Касается это и эвакуации: либо нужна цепочка из нескольких тягачей либо другой Тигр. Следовательно, возникает дополнительная нагрузка на трансмиссию другого танка, расход его моторесурса. Замкнутый круг. Более того, для эвакуации подбитых машин нужно выиграть сражение, а побед становилось меньше - а значит меньше восстановленных машин.

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?
Тигр, упавший с моста. Источник: feldgrau.info

Плохие тактика и обучение не были основными причинами потерь. Скорее всего, дело в плохой логистике, нехватке средств для восстановления и "технологической сложности".

Жми

Большие потери Тигров: плохая тактика или слабость машины?

Вверху странцы и получай инофрмацию первым!

Картина дня

))}
Loading...
наверх