Приветствуем, новые и постоянные читатели. Попинаем неоднократно пнутое, но все также интересное.
Скорее всего, вы знакомы с немецким тяжелым Тигром, с его плюсами и минусами. Кроме этого, отмечу, что всего Тигров было выпущено чуть выше 1300 единиц. Сегодня в музеях сохранилось всего 7 экземпляров, а вот такая статистика нашлась на одном танковом сайте:
Возникает вопрос: можно ли считать это большими потерями или нет?
Уточняю: автор транслирует наиболее популярные и общепринятые высказывания. Публикация призвана открыть обсуждение. И как обычно, отличные фотографии.
"Танк - чудо, статистика нарисована"
Несмотря на слова о сложности Тигра, он не страдал от чрезмерных механических поломок. Танк имел продуманную гидравлическую полуавтоматическую коробку передач и двухдифференциальное рулевое управление, что делало приятным управление при таких-то размерах и весе. А также у мехвода был руль! Да, всё это и прочее требовало хорошего обучения экипажа и, конечно же, практики.
Говоря, что Тигры были хороши только на бумаге, с ужасной надежностью в жизни, и разработаны инженерами, далекими от реальности, не нужно забывать: 1) все танки нуждаются в постоянном техническом обслуживании; 2) все танки имели очень короткий срок службы, особенно на восточном фронте; 3) потеря инициативы в войне плохо сказывается на развертывании тяжелых танков.
В целом, коэффициент по победам и потерям в сражениях в пользу Тигра. Это показывает, что немцы были правы, создав новый танк, а не обновляя Pzkpfw IV. Наверное, потерь "много" по отношению к произведенным. Если бы их было как Шерманов - 49 тысяч - вопрос бы и не возник. Обездвиженный на минах танк часто бросался экипажем, особенно на открытой позиции. Если восстановление казалось маловероятным, экипажи уничтожали машину. Значит, виноват экипаж.
"Всё дело в прямых руках"
Наверное, самая непопулярная версия.
Каждый танк имеет свои недостатки. Однако потери во многом не из-за плохой подготовки экипажей. Тигры были выданы элитным тяжелым танковым батальонам. Тренировка экипажа была качественной из-за сложности и стоимости машин, хотя по мере войны стандарты обучения снижались.
Однако общая тактика оставляет вопросы. Западные союзники захватили свой первый Тигр в Тунисе 24 апреля 1943 года. 57-мм снаряд танка Черчилль (!) срикошетил под маску орудия, заклинив башню и ранив водителя с радистом. На восточном фронте первый Тигр был захвачен около Ладожского озера под Ленинградом 22 (или же 23) сентября 1942 года. В болотистой местности, двигаясь по узким дорожкам, одна из четырех машина получила попадание в двигатель и увязла. В обоих случаях экипаж оставил машины.
Тигры были тактически уязвимы, несмотря на их впечатляющую статистику. Наверное, вина на плечах старших командиров, которые растрачивали ценный ресурс, не полагаясь на личные лидерские качества экипажей.
Даже Михаэль Виттман, немецкий танковый ас, продемонстрировал тактическую ошибку. В бою у Виллер-Бокажа (Нормандия, Франция) он загнал свой танк в центр города без защиты пехоты. Да, он успел сделать многое, однако его Тигр был обездвижен на главной улице выстрелом в борт истребителем танков. Двойная ирония в том, что Виттман боялся истребителей больше, чем танков.
Плохая киса
Тигр принес большие проблемы логистам и техникам. Было выпущено 1 347 танка (цифра из открытого источника) и проведено 250 изменений. Это означает, что в среднем через каждые шесть танков изменялся проект производства. Естественно, это сказалось на запчастях и логистике, что, в свою очередь, повлияло на операционную готовность.
Тигр сложен в восстановлении: 60-тонный танк намного труднее восстановить, чем 27-тонный Panzer IV. Касается это и эвакуации: либо нужна цепочка из нескольких тягачей либо другой Тигр. Следовательно, возникает дополнительная нагрузка на трансмиссию другого танка, расход его моторесурса. Замкнутый круг. Более того, для эвакуации подбитых машин нужно выиграть сражение, а побед становилось меньше - а значит меньше восстановленных машин.
Плохие тактика и обучение не были основными причинами потерь. Скорее всего, дело в плохой логистике, нехватке средств для восстановления и "технологической сложности".
Жми
Вверху странцы и получай инофрмацию первым!