Тем временем в Германии. Источник: militaryhumor.net
Приветствуем постоянных и новых читателей.
Суть вопроса проста. Германская танковая армада повсеместно использовала бензиновые двигатели. Пройдем мимо разговоров о воспламеняемости дизеля и бензина и о способности заводиться в мороз.
Экономия
На нефтеперегонном заводе из одного барреля сырой нефти (168 литров) производят несколько типов готовых продуктов. Я, не будучи химиком и экспертом в нефтепереработке, просто возьму готовую информацию.
Итак, по усредненным числам из одного барреля нефти в наши дни получается:
- 85 литров бензина;
- 25 литров дизельного топлива;
- 20,7 литров авиационного топлива;
- 170 восковых свечек для торта (хах);
- прочее по мелочи (согласно сайту dp.ru).
На бензине сидела и авиация, хотя есть отдельные экземпляры. На фото: заправка дальнего бомбардировщика и морского разведчика FW200 Condor. Источник: pinterest.com
Связано это с тем (если говорить простым языком), что продукты на выходе менее плотны, чем исходная сырая нефть.
Надеюсь, найдутся знатоки и распишут более подробно ниже. Например, в комментариях читатель Борис Орлов дал развернутое пояснение, поэтому данная причина под серьезным вопросом.
Как видите, бензина больше. Вкупе со следующим аргументом, это, как по мне, имеет смысл.
Импортозамещение по-немецки
Германия не имела широкого доступа к нефти во время Второй мировой войны. По этой же причине немцы так сильно желали кавказских месторождений и берегли румынские ресурсы в Плоешти. Но еще до войны немцы разработали технологию, чтобы "превращать уголь в бензин" (чертова магия). Также плюс в том, что угольные месторождения не так просто забомбить.
Американский бомбардировщик B-24D «Либерейтор» бомбит румынский нефтеперерабатывающий комплекс, операция "Приливная волна", 1 августа 1943 года. Источник: waralbum.ru
Самым передовым и продуктивным методом была "гидрогенизация", которая давала высококачественный бензин (по меркам 30-40-ых) - с 1939 по 1945 вышло около 18 млн. тонн синтетического бензина. Полученное топливо использовалось в авиации и автомобилях.
Для получения дизельного топлива использовался метод Фишера-Тропша. Вообще, если верить найденным лекциям по нефтехимии, в данном процессе получаются бензин, соляра и мазут, но качеством похуже. В любом случае, именно эти два метода были основными (были и другие). И большая часть топлива пришлась на метод гидрогенизации.
Заправка немецких танков, Восточный фронт, место неизвестно. Источник: waralbum.ru
Логистика
Возможно, еще одна причина кроется именно в ней. Зачем усложнять логистику вторым топливом, когда большая часть сухопутной техники работает на бензине? Появление нового дизельного танка потребует отдельных вагонов-цистерн, грузовиков и маркированных канистр. И все это нужно отправить туда, где находятся дизельные танки. А если спутают или машина не доедет? Где взять дизель в бензиновой армии?
Заправка Тигров в грязи, Украина, 1943 год. Источник: pinterest.com
Как пример - американская армия. Собственные Шерманы у них были бензиновые (кроме выданных морской пехоте, им дизеля хватало),
а вот поставляемые в СССР и Британию - дизельные, т.к. там дизель использовали.
Иные нуждающиеся
Дизельное топливо использовалось на подводных лодках, военно-морских кораблях, самолетах-амфибиях, промышленных двигателях, тяжелых грузовиках и т.д. Вероятно, не оставалось достаточного количества синтетического дизельного топлива для танков. Однако после потери многих подлодок и кораблей ситуация изменилась. Возможно, по этой причине немцы позволили себе разработку дизельных двигателей для Королевского Тигра и САУ Хетцер, и такой же планировали изначально установить в Маус.
Тигр на марше в Тунисе. На крыше башни закреплены канистры с водой, необходимой для системы охлаждения двигателя. Источник: waralbum.ru
Справедливости ради стоит отметить, что в немецкой армии был бронеавтомобиль SdKfz 234 с дизельным двигателем воздушного охлаждения. Но связано это было с планами применять машину в Северной Африке, т.к. рабочая температура дизеля ниже.
Разбитые Пантера и бронемашина Sd.Kfz. 234 Puma в Нормандии, 1944 год. Всего машин модификаций от 234/1 до /4 было выпущено 478. Источник: flickr.com
А, и еще дизельный двигатель сложнее в обслуживании.
Что вы считаете ключевым фактом в выборе дизеля и что предпочли бы сами?
Жми
Вверху странцы и получай инофрмацию первым!